В школе даже самые интересные предметы все равно остаются для детей досадной необходимостью. А дополнительные занятия — это игра и смена деятельности. Ребенок может выбрать то, что ему действительно интересно, раскрыть свой потенциал и открыть новые таланты.
Секции и кружки
В нашем образовательном учреждении театральная педагогика уверенно заняла свое место в образовательном процессе. Школьный театр – это, прежде всего, развитие ребёнка в деятельностной сфере, поскольку здесь он может показать себя, раскрыть свои возможности и творческие способности. Подготовка к спектаклю позволяет ребятам изучать литературные произведения, тренировать память при заучивании роли, создавать собственные костюмы, и, главное, эта работа позволяет им общаться и сотрудничать и со своими сверстниками, и более старшими школьниками. Постепенно к ребенку приходят профессиональные умения держаться на сцене, говорить, выражать себя через роль, что имеет огромное воспитательное значение. Для ребят важно ещё и то, что в этой творческой деятельности огромное участие принимают их родители, которые помогают выучить роль, погрузиться в нужную историческую эпоху, создать атмосферу, которая требуется для спектакля, помогают с созданием костюмов. Для детей такая совместная деятельность с взрослыми очень важна. Таким образом, школьный театр – это содружество родителей, учителей и учеников школы, т.е. всех участников образовательного процесса.
Актуальность программы связана с тем, что изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли игры компьютерные. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей свидетельствует, что около 40% школьников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса. Известно также, что в школе тенденция к ухудшению здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков, такие как нарушения осанки, зрения и т.п. В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления школьников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
Образовательная программа "Шахматы" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, участие в шахматных турнирах разного уровня. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Эта игра приносит школьникам много творческих радостей.
Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие играющего, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры играющим приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают обучающихся, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение народных инструментов, приобщение к истокам отечественной культуры, осознанного восприятия красоты и гармонии народных произведений. Учащиеся знакомятся с содержанием народных произведений, в том числе созданных и для детей. Комплексность программы позволяет учащемуся овладеть техникой игры на инструменте, возможность проявить свои навыки и умения в творческой деятельности ансамбля. Необходимо отметить, что стремление музыкальных коллективов интегрировать народные и современные композиции является для учащихся стимулом в понимании ценностей народной культуры и важности ее сохранения.