Германское командование придавало захвату города важное стратегическое и политическое значение, поэтому фашистские войска приступили к наступлению на Ленинград в июле 1941 года, а в августе тяжелые бои уже шли на подступах к городу.
К началу июля 1941 года немецкие войска уже захватили большую часть Прибалтики и вступили на территорию Ленинградской области. После падения защиты Пскова (9 июля) захватчикам открылся короткий путь к Северной столице. Созданный советскими войсками в первые дни войны Лужский оборонительный рубеж задержал продвижение врага почти на месяц и дал возможность защитникам города укрепить оборону.
Одновременно с немцами в конце июля началось наступление финских войск, которые смогли перекрыть Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал - главные маршруты, по которым доставлялись грузы в Ленинград. В начале сентября был захвачен Шлиссельбург, что позволило заблокировать Ленинград с суши. Именно с этого момента началась блокада города-героя.
В блокированном Ленинграде оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. В условиях блокады промышленность города не прекращала работать, ленинградцы трудились на оборонных предприятиях, воевали в дивизиях народного ополчения.
Сразу после начала вторжения в СССР гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли. В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано: "Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла...Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха".
Немецкий генерал Франц Гальдер писал, что Гитлер категорически не хочет оккупировать Москву и Ленинград, в его планах стереть их с лица земли вместе с населением. Приказ войскам был отдан однозначный: город не брать, а лишь надежно блокировать, даже в том случае, если руководство Советского Союза решит сдать Ленинград, капитуляцию не принимать. Ни один немецкий солдат не должен войти в город, а местные жители, пытающиеся пересечь линию фронта, должны быть уничтожены. Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены.
Хуже всего пришлось гражданскому населению, которое, несмотря на помощь с Большой земли, страдало от голода. Хотя город имел развитую пищевую промышленность и в мирное время обеспечивал не только потребности свои и области, но и других регионов, значительных запасов на складах не имелось. На конец июня 1941 года резервы составляли:
муки - на 52 дня;
крупы - на 89 дней;
мяса - на 38 дней;
масла сливочного - на 47 дней;
масла растительного - на 29 дней.
С 18 июля в городе была введена карточная система, нормы продуктов по которой неоднократно сокращались. Нормальную еду приходилось заменять суррогатами. Хлеб, который был почти единственным продуктом питания большинства блокадников, содержал до 40% примесей. Меню столовой Кировского завода состояло из котлет из свекольной ботвы, биточков из лебеды, шницелей из капустного листа, печенья из жмыха, соуса из дрожжей и супа из подорожника. 125 г хлеба в день получало большинство ленинградцев с ноября по декабрь 1941 года, норма рабочего составляла 250 г. солдатская пайка - 500 г. Весной 1942-го, как только появилась трава, жители города воспользовались ею для приготовления пищи, и за короткий срок растительности не осталось.
Огромное значение для блокадников имела Дорога жизни - ледовый путь через Ладожское озеро, который функционировал с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942-го. Именно эта связь с Большой землей позволила к весне 1942 года создать в городе продовольственный запас на 2 месяца, в результате которого, наконец, была увеличена норма выдачи хлеба.
Дорога начала действовать в те дни, когда норму продовольствия в городе урезали до минимума, а люди массово умирали от голода. Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли. Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата. В конце 1942 года совет Ленинградского фронта подготовил план еще двух наступательных операций: Шлиссельбургскую (задача - снятие блокады и постройка железной дороги) и Урицкую (для восстановления сухопутной связи с Ораниенбаумским плацдармом). От Шлиссельбургской было принято решение отказаться, а Урицкую потом переименовали в операцию "Искра". Она была назначена на начало января 1943 года и результатом проведения стал прорыв кольца немецких войск.